Венецианская мозаика

Венецианская мозаика — это искусство, а искусство — это Венеция. Потому здесь была создана собственная школа мозаичного дела. И искусство это здесь процветало, чему свидетельствует только список храмов, где имеется венецианская мозаика:

  • Архиепископская капелла (Равенна, 1112 г.);
  • Церковь Санта Мария э Донато (о. Донато, вторая половина XII в.);
  • Собор Сан-Марко (Венеция, XII-XIII вв.).

Венецианская мозаика

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. Венеция, Италия. XII в.


Местные художники находились под влиянием и византийских, и романских традиций:

  • Фигуры людей тяжеловесны, а их лица однообразны;
  • Ярко выражена линейная стилизация, особенно заметная при передаче объёма и перспективы;
  • Преобладает тёмная цветовая гамма.

Современная венецианская мозаика — «терраццо», созданное на основе цементной смеси и инертных материалов (каменной крошки, осколков гранита, битого цветного стекла).

Венецианская мозаика

Классическая венецианская терраццо


Мозаичное панно вне зависимости от техники исполнения – это доминирующий элемент интерьера. Его сюжет и цветовая гамма – основа дизайна помещения.

 

Не менее важным центром итальянского мозаичного искусства XII столетия являлась венецианская школа. Мастера-мозаичисты, принадлежавшие к этой школе, выполнили целый ряд мозаик в Италии; ими были исполнены мозаики в Архиепископской капелле в Равенне (1112 г.), в апсиде собора в Триесте (начало XII в.), в соборе в Торчелло (XII в.), в апсиде церкви Санта Мария э Донато на острове Мурано (вторая половина .XII в.), в соборе Сан Марко в Венеции (XII—XIII вв.)

Для венецианских мастеров-мозаичистов, выполнявших мозаики в упомянутых храмах, характерна чисто линейная стилизованная манера исполнения, хотя и развивавшаяся под несомненным влиянием византийской мозаики, но содержащая в себе целый ряд чисто романских элементов. Тяжелые, несколько грузные фигуры с чисто романскими типами несколько однообразных лиц, обладающие крупными, резкими чертами, в одеждах, ниспадающих грубыми, тяжелыми и жесткими складками. Сильно выраженная линейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, заменяющая византийскую очень тонкую светотеневую и красочную моделировку форм, неестественность и напряженность в движении, отсутствие смягчающих переходов от света к тени и преобладание в колорите тяжелых, сумрачных тонов зеленого, коричневого, серо-белого и темно-синего приводят к выработке типичного для мастеров венецианской мозаичной школы жесткого линейного стиля. Если в мозаиках, выполненных этими мастерами в трансепте и в капеллах хора собора Сан Марко в Венеции во второй половине XIII в., еще не чувствуется в полной мере характерная для более позднего времени неестественность в движении, и пере напряженность форм, то уже в мозаиках того же собора, но выполненных в последней четверти XII в. и в начале XIII столетия, совершенно четко проступают характерные романские черты, а именно: сильно выраженная линейная стилизация, жесткая линейная разделка плоскости, отсутствие тонкой светотеневой и красочной моделировки форм, напряженность и неестественность в передаче движений и более плоскостная трактовка форм.

Венецианские мастера в XIII в. выполняют целый ряд мозаик в соборе Сан Марко в Венеции (капеллы хора, в трансепте, в куполах), причем для их манеры исполнения является характерным дальнейшее развитие процесса романизации византийских форм и решительный разрыв с мозаически Константинопольскими  традициями. Основным средством художественного выражения становится линия, рисунок уточняется, и одновременно усложняется ритм линий, плоскостное решение фигур заменяется более объемным, моделировка их форм становится пластичной, движения передаются более свободно и живо, в живопись вводится ряд реалистических деталей— чисто западного типа архитектура, современные итальянские костюмы и пр.; все это говорит, с одной стороны, об усилении западных элементов, а с другой стороны, подчеркивает нарастание реалистических тенденций в живописи.

                                                                          Главная страница.      Карта сайта .

         По всем вопросам  обращайтесь по телефону    8 916 663 16 57                                                                                           Александр 

Source: mozaiyka.ru
123